Морские грузоперевозки осуществляются судами разной
вместимости и грузоподъемности, которая может иногда достигать сотен тысяч
тонн. Доставку грузов морским транспортом осуществляют разными видами морского
транспорта. К морскому транспорту относится любое судно, способное
передвигаться по водной поверхности (морей, океанов и прилегающих акваторий), а
так же просто находится на плаву и выполнять, при этом, определенные функции,
связанные с перевозкой, перевалкой, хранением, обработкой различных грузов;
перевозкой и обслуживанием пассажиров.
Основные виды грузового морского транспорта.
· Паром. Погрузка производится накатом. Транспортировка автомобилей и оборудования.
· Сухогруз. На нем перевозят крупногабаритные и тяжеловесные грузы. Кроме того, это судно оборудовано всем, необходимым для самостоятельной погрузки-разгрузки товаров.
· Балкеры, или навалочники. Судно, которое перевозит исключительно сыпучие продукты (зерно, уголь, шлак и многое другое). Это судно представляет собой одну большую емкость, разделенную на отсеки.
· Контейнеровозы. Предназначен для транспортировки грузов в контейнерах.
· Ролкеры – это вид грузовых судов с возможностью горизонтальной погрузки и выгрузки (двумя способами – краном (вертикальный способ) и накатом (горизонтальный способ).). В основном на таких судах транспортируют автомобили и колесную технику различных назначений, в том числе и крупногабаритную.
· Танкер. Перевозит жидкие грузы или такие, как сжиженный газ. К жидким грузам относятся нефть, горючие материалы, химикаты, опасные грузы и ядовитые отходы.
· Рефрижераторы. Эти суда оборудованы холодильными установками и предназначены для перевозки различных скоропортящихся продуктов.
Требования к грузу, упаковке, таре и маркировке:
- Полная исправность тары и упаковки.
- Наличие и исправность пломб, контрольных лент
и замков.
- Отсутствие течи в таре жидких грузов.
- Соответствие тары нормативной документации.
- Отсутствие подмочки грузов, которые её
боятся.
- Наличие на таре маркировки – ясно видимой и
легко различимой.
- Отсутствие признаков, свидетельствующих о
порче груза.
Важное значение для успешного осуществления морской
грузоперевозки имеет качественное внутрипортовое экспедирование. Оно начинается
с разработки оптимального маршрута и подбора контейнерной линии и заканчивается
разгрузкой судна и отправлением груза конечному получателю.
Внутрипортовое экспедирование включает в себя:
- документальное оформление грузов;
- таможенную очистку груза;
- все виды погрузо-разгрузочных работ;
- перетарку грузов;
- согласование работ с опасными грузами;
- участие в досмотрах и экспертизах груза.
Основные преимущества транспортировки морским транспортом:
o Более низкая себестоимость по сравнению с другими видами транспорта.
o Строительство крупных специализированных судов, использование новейших технологических достижений, в том числе для организации погрузочно-разгрузочных работ в портах, за последние годы снизило долю транспортировки в конечной цене товаров. Строительство крупнотоннажных судов дает «эффект масштаба»: чем больше грузоподъемность судна, тем дешевле доставка единицы товара.
o Высокая грузоподъемность. Ни один вид наземного или воздушного транспорта не в состояние за один раз перевезти столько грузов, как морское судно.
o Практическое отсутствие ограничений на габариты грузов и пропускную способность морского транспорта. Даже если параметры портов (например, глубина) не позволяют крупнотоннажному судну подойти к берегу, используются современные технологии перегрузки товаров в открытом море или на рейде.
o Унифицированные стандарты. Современные судна строятся по единым нормативам, что существенно ускоряет процессы погрузки и разгрузки.
o Использование контейнеров для морских перевозок защищает груз не только от преступных посягательств и случайных повреждений, но и от неблагоприятных воздействий природы.
o Высокая безопасность. На морском транспорте самая низкая доля катастроф и аварий.
o Единое правовое поле. Морские транспортные перевозки регулируются едиными международными документами – Брюссельской и Афинской конвенциями.
Регулирование грузоперевозок морским транспортом
Международные нормы, регулирующие режим перевозок грузов морем:
1. Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте, подписанная 25 августа 1924 года в Брюсселе, известная как Гаагские правила.
2. Протокол об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о
коносаменте, подписанной в Брюсселе 25 августа 1924 года, известный в мире как
Правила Висби.
3. Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов, принятая в
Гамбурге в 1978 году, с вступлением в силу 1 января 1992 года, оформила третий
правовой режим в сфере морской перевозки грузов.
Законодательство Российской Федерации, регламентирующее перевозки грузов морем:
Основными источниками права, регламентирующими эту сферу права, являются части первая и вторая Гражданского кодекса Российской Федерации, принятые Государственной Думой 21 октября 1994 года и 22 декабря 1995 года (ГК РФ), Кодекс торгового мореплавани Союза ССР 1968 года (далее по тексту - КТМ РФ).